В.
А. Ассонова, Н.
В. Ассонова
Раздел 1. Задачи
на
построение
ГЛАВА 2.
ЭТАПЫ
ПОСТРОЕНИЯ И
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
В РЕШЕНИИ
ЗАДАЧ НА
ПОСТРОЕНИЕ
Осуществление
этапов
построения и
доказательства
обычно не
вызывает
затруднений.
Поэтому мы
лишь кратко
рассмотрим
отдельные
вопросы,
относящиеся
к построению
и
доказательству.
1.6. Этап
построения
Принципиальная
необходимость
этого этапа
ясна:
построение
дает
возможность
выполнить
требование
задачи.
На уроках
черчения в
школе
постоянно
применяется
чертежный
треугольник.
Мы не должны
отказываться
от
употребления
этого
инструмента
и при решении
задач на
построение.
Тем более, что
это вполне
оправдано с
теоретической
точки зрения.
Свойства
реальной (односторонней)
линейки и
реального
циркуля,
применяемых
в практике,
отражаются в
теории
геометрических
построений в
том, что мы
считаем
выполнимыми
указанные в
введении
пять
элементарных
построений.
Это своего
рода
постулаты
абстрактного
циркуля и
абстрактной
линейки.
Дополним
эти пять
постулатов
еще двумя.
Именно, будем
считать
выполнимыми:
построение
прямой,
проходящей
через
известную
точку и
перпендикулярной
к известной
прямой;
построение
прямой,
проходящей
через
известную
точку и
параллельной
известной
прямой.
Эти два
новых
допущения
отражают
свойства
реального
чертежного
треугольника.
Все вместе
семь
постулатов
говорят, что в
нашем
распоряжении
для решения
задачи на
построение
есть теперь
три
абстрактных
инструмента:
линейка,
циркуль,
прямой угол.
Пусть
некоторая
задача А
на
построение
разрешима
при помощи
трех
указанных
средств.
Однако нам
известно, что
два только
что
указанных
построения
выполнимы
при помощи
циркуля и
линейки.
Следовательно,
задача А
разрешима
при помощи
только
циркуля и
линейки. Но
тогда
отпадают
какие-либо
основания не
допускать
чертежный
треугольник
для решения
задач на
построение,
разрешимых
только
циркулем и
линейкой, ибо
триада:
чертежный
треугольник,
циркуль и
линейка
имеет не
меньшую мощность,
чем классическая
пара.
Могут
возразить,
что раз можно
обойтись без
чертежного
треугольника,
то зачем же
его
применять. Но
на таком
основании
пришлось бы
отбросить и
линейку, ибо
еще Л.
Маскерони, а
много раньше
его Г. Мор
показали, что
для решения
задач второй
степени (т. е.
разрешимых
при помощи
циркуля и
линейки)
достаточно
одного
циркуля.
Однако
линейка все
же значится
среди
классических
средств
построения. И
это не
случайно:
практика
подтвердила
целесообразность
исторически
возникшей
комбинации
циркуля и
линейки.
Чертежная
практика
давно
узаконила
как
чрезвычайно
удобный
инструмент и
чертежный
треугольник.
Чертеж-построение
должен
удовлетворять
требованиям
наглядности,
точности и
правильности,
чистоты,
аккуратности,
отчетливости
и красоты
отделки.
Как на
точность, так
и на отделку
чертежа
влияет навык
в
пользовании
инструментами.
Приемы
пользования
чертежными
инструментами
указаны в
каждом
учебнике
черчения.
Например,
недопустимо,
когда при
использовании
циркуля
берут его не
за головку, а
за ножки. При
построении
прямой при
помощи
линейки
карандаш по
линейке
должен
двигаться в
плоскости,
перпендикулярной
плоскости
чертежа и с
небольшим
наклоном
вперед, а при
вычерчивании
окружности
циркуль надо
слегка
наклонять в
сторону
поворота.
Нельзя
допускать
поворачивания
тетради при
исполнении
построения, а
также
выполнения
части
построения
от руки и т. д.
Учитель
черчения
подскажет
другие
приемы и
особенности
работы над
чертежом,
влияющие на
аккуратность
отделки.
Например, при
обводке
сопряжений
сначала
обводятся
дуги малого
радиуса,
потом дуги
больших
радиусов,
наконец,
прямые линии.
При этом
важно
отметить
точки
сопряжения и
начинать
обводку от
них.
Существенное
значение
имеет
подготовка
инструментов
к работе:
тонко
очиненный
карандаш и
графит в
ножке
циркуля,
наличие
выверенных
линейки и
чертежного
треугольника,
исправность
циркуля и
другое.
Сделаем
одно
замечание
относительно
этапа
построения в
задачах,
решаемых при
помощи
алгебры. Если
в задачах,
решаемых
геометрическими
методами,
этап
построения
иногда и
может быть
опущен, то в
данном
случае он
должен
осуществляться
по
возможности
для каждой из
рассмотренных
задач, ибо
нельзя
геометрическую
задачу
сводить
только к
алгебре (тем
более, что
алгебра
играет здесь
вспомогательную
роль).
Построение
искомой
фигуры
начинается с
построения
отрезков,
выражаемых
формулами.
При этом надо
следить,
чтобы по
возможности
было меньше переносов
найденных
отрезков из
одной части
чертежа в
другую.
В качестве
примера
выполним
построение в
задаче 15.
Катеты
искомого
треугольника
могут быть
вычислены:
и
(пусть
s1>s2).
На отрезке
MN=2s1,
как на
диаметре,
построим
окружность (А,
s1).
На диаметре
отложим МВ1=s2
и построим B1F^MN,
тогда
(рис. 38).
Поставив
ножку
циркуля в
точку М,
откладываем
отрезок MF
на MN,
получаем
точку С.
Катеты
искомого
треугольника
построены (СА
и СВ1=СВ).
Построив
через точку С
перпендикуляр
к MN,
откладываем
на нем
отрезок СВ=СВ1
(или СА1=СА)
и строим
искомый
треугольник АВС
(или А1В1С).
Мы
не допустили
ни одного
переноса
полученных
отрезков (были
выполнены
лишь
повороты
некоторых из
них).