В.
А. Ассонова, Н.
В. Ассонова
Раздел 1. Задачи
на
построение
1.4.
Алгебраический
метод
Между
длинами
отрезков,
входящих в
какую-либо
фигуру, можно
установить
некоторые
числовые
зависимости.
Те из
зависимостей,
которые не
зависят от
выбора
единицы
длины,
называются
метрическими
соотношениями.
Каждое из
таких
соотношений
можно
представить
в виде:
x=f(a,
b, c,
, k, e),
где a,
b, c,
, k, e
длины
некоторых
отрезков, х длина
отрезка.
Функция f(a, b,
c, , k,
e)
определена в
некоторой
области
положительных
значений
своих
аргументов и
принимает в
этой области,
вообще
говоря,
только
положительные
значения.
Примеры
таких
соотношений
приведены
ниже.
Условие, при
котором
соотношение x=f(a,
b, c,
, k, e)
определяет,
независимо
от выбора
единицы
измерения,
один и тот же
отрезок,
состоит в том,
чтобы f
являлась
однородной
функцией
первой
степени от
своих
аргументов (справедливо
и обратное
утверждение).
Так как в
этом случае
соотношение x=f(a,
b, c,
, k, e)
не зависит от
выбора
единицы
длины, то его
естественно
назвать
соотношением
между самими
отрезками.
Применение
только что
сказанного к
задачам на
построение
заключается
в следующем.
Любое
требование о
построении
фигуры F,
после того
как искомые
элементы ее
указаны,
можно свести
далее к
нахождению
некоторых
соотношений,
выражающих
искомые
элементы
через данные.
При этом
используются
метрические
соотношения,
известные
для искомой
фигуры. Эти
соотношения
обычно
приводят к
уравнениям
или системам
уравнений.
Решая
уравнение
или систему
уравнений
методами
алгебры,
получают
новые
зависимости
в виде формул,
выражающих
неизвестные
отрезки
через данные
элементы.
Если х
отрезок, то f
обязательно
однородная
функция
первой
степени.
Далее
остается
выполнить
построение
этого
отрезка,
благодаря
чему искомый
элемент
фигуры будет
найден.
Мы считаем
известным
построение
при помощи
циркуля и
линейки
следующих
выражений:
x=a+b; x=a-b,
где a>b;
x=na;
, где n
целое,
неравное
нулю число;
-
отрезок,
четвертый
пропорциональный
трем данным
отрезкам;
-
отрезок,
средний
пропорциональный
между двумя
данными
отрезками;
(a>b).
Полагаем
известными
также все
способы
построения
корней
квадратных
уравнений (в
отрезках).
Приведенные
основные
выражения
отрезка х, который
можно
построить
циркулем и
линейкой,
позволяют
выполнить
построения
более
сложных
выражений.
Приложение
алгебры к
решению
вопроса о
геометрических
свойствах
искомых
элементов
путем
установления
определенных
соотношений
между
некоторыми
неизвестными
элементами и
элементами
данными и
является
характерным
признаком
так
называемого
алгебраического
метода
решения
задач на
построение.
Ценность алгебраического метода состоит прежде всего в том, что методами алгебры (именно высшей алгебры) удалось окончательно определить класс задач, разрешимых при помощи циркуля и линейки. Было доказано, что этими средствами можно построить все те и только те отрезки, которые являются корнями алгебраического уравнения, имеющего своими коэффициентами рациональные функции (с рациональными числовыми коэффициентами) от данных отрезков и разрешимого в квадратных радикалах.
Рассмотрим
применение
алгебраического
метода в
задачах на
построение,
разрешимых
циркулем и
линейкой.Предположив
задачу
решенной,
стараемся
установить
геометрические
свойства
искомых
элементов.
Если это
трудно
сделать
геометрическими
средствами,
прибегаем к
алгебраическому
методу.
Конкретный
пример
поясняет
суть
алгебраического
анализа.
Задача
15.
Построить
прямоугольный
треугольник
по сумме s1
гипотенузы с
одним
катетом и
сумме s2
гипотенузы с
другим
катетом.
Анализ.
Сделаем
чертеж-набросок,
введя в него
все данные
элементы
(рис. 31).
Вспомогательный
треугольник А1В1С
можно
построить, но
как перейти
от него к
искомому, из
чертежа не
усматриваем.
Геометрическое
решение этой
задачи
далеко не
очевидно (см.
зада-
чу 14).
Продолжим
анализ
средствами
алгебры.
Ясно, что
если бы
отрезок ВВ1
(равный АА1)
был известен,
то мы смогли
бы выполнить
переход от
треугольника
А1В1С к
искомому, так
как свойства
точек В
и А
были бы
известны.
Исходя из
этого
соображения,
обозначаем
отрезок ВВ1
при помощи
неизвестного
х (неизвестный
отрезок). Так
как ВВ1=ВА=х,
то СВ=s1-х,
СА=s2-х,
и по теореме
Пифагора
имеем:
.
Откуда
после
упрощения
имеем
уравнение:
.
Общее
выражение
корней этого
уравнения
таково:
,
х
отрезок,
выраженный
однородной
функцией
первой
степени от
отрезков s1
и s2.
В выражение
функции
входит лишь
квадратный
радикал,
значит,
построение х
при помощи
циркуля и
линейки
возможно.
Встает
вопрос о
выборе
соответствующего
знака перед
радикалом.
Здесь мы
начинаем
ставить
вопросы,
которым,
вообще
говоря, место
в
исследовании.
В этом
особенность
алгебраического
анализа.
Чем же
мотивируется
выбор знака?
По условиям
задачи x <
s1, x < s2.
Этим
условиям не
удовлетворяет
выбор знака (+)
перед корнем,
так как тогда
получим: х
>
s1
и х >
s2.
Выберем
поэтому знак (-):
.
Проверим,
выполняется
ли условие
задачи.
Необходимо,
чтобы
система:
(1)
была
непротиворечивой.
Если
s1=s2=s,
то имеет
место
неравенство:
, или
,
что
справедливо,
так как
рассуждения
обратимы, то,
следовательно,
условие
задачи
выполняется.
Если
s1s2
и, например, s1>s2,
то из системы
(1) получаем
неравенство:
, или
;
возводя обе
части
неравенства
в квадрат,
имеем:
, или
.
Таким
образом,
выбранный
корень
удовлетворяет
условию
задачи и в том
случае, когда s1>s2,
если
.
Вывод.
Задача имеет
решение, если s1=s2
и s1s2,
но половина
большего
отрезка
менее
второго,
меньшего. В
других
случаях
задача не
имеет
решения.
Обратим
внимание, что
по окончании
исследования
мы можем
судить лишь о
наличии или
отсутствии
решений,
сравнивая
заданные
отрезки, т. е.
результаты
исследования
истолковываются
геометрически,
исходя из
данных
элементов.
Рассмотренная
задача
является
типичным
примером
того, когда
геометрическое
решение
достаточно
сложное, а
алгебраический
анализ
быстро
приводит к
цели.
Приведем
пример
задачи, когда
при выборе
знака перед
радикалом,
исходя из
условий
задачи,
необходимо
брать оба
значения
корня.
Задача
16.
Построить
прямоугольник,
равновеликий
данному
квадрату ABCD
с площадью q2
(q
данный
отрезок), если
периметр
прямоугольника
2р.
Анализ.
Очевидно, что,
определив
длины сторон х
и у
прямоугольника,
построить
искомую
фигуру
просто. Имеем
систему:
(1)
решая
которую при
помощи
теоремы
Виета,
получим:
Так как и х>0 и у>0, то оба
значения
дают решение,
если
.
Система (1)
может быть
решена и по-другому.
Перепишем ее
так:
Вычтем из
второго
уравнения
первое:
.
Если р
гипотенуза, 2q
катет
некоторого
прямоугольного
треугольника,
то второй его
катет m=x-y.
Отрезок
m
может быть
найден
построением.
Теперь, зная
сумму и
разность
сторон
прямоугольника,
можно найти
его стороны.
Этот
вариант,
несколько
искусственный
с
алгебраической
точки зрения,
усложняет
построение
искомой
фигуры.
Приведем,
наконец,
случай, когда
при
исследовании
формулы для
неизвестного
нельзя
отбрасывать
и
отрицательное
значение его.
Задача
17.
Через две
данные точки
А и В
построить
окружность,
касательную
к данной
прямой PQ.
Анализ.
Искомая
точка центр О
окружности (рис.
32).
Первое
свойство: О
принадлежит
серединному
перпендикуляру
к отрезку АВ; второе
свойство: ОЕО,
ЕО^PQ,
но положение
точки Е
на прямой PQ
неизвестно.
Теперь точка Е
искомая: ЕPQ.
Построим АВ до пересечения с PQ в точке D. Очевидно, второе свойство точки Е: Е принадлежит окружности (D, DE). Но отрезок DE неизвестен.
Пусть DE=x.
Если AD=a,
BD=b, то
.
Положительное
значение х
требует
построения
этого
отрезка на PQ
вправо от D.
Отрицательное
значение х требует
отложить х
на PQ
влево от
точки D.
Мы видим,
что здесь
формула
исследована
в отношении
пригодности
отрицательного
значения х.
Собственно
говоря, это
исследование
надо было бы
выполнить
после
построения,
так как оно
дает ответ на
вопрос о
числе
решений.
Приведем
еще один
вариант
анализа этой
задачи. Он
основывается
на той же
теореме о
касательной
и секущей (построенных
из одной
точки), но при
этом
выполняются
некоторые
дополнительные
построения.
Точка О
искомая (рис.
33). О
принадлежит
серединному
перпендикуляру
к отрезку АВ
и ОOY1,
OY1^MQ.
Теперь
точка Y1
искомая.
Кроме того,
что Y1MQ,
пока ничего
неизвестно.
Построим
какую-нибудь
окружность w,
проходящую
через точки А и В,
затем
построим
касательную DE
к этой
окружности.
Имеем:
ADBD=DY12=DE2,
т. е.
DY1=DE.
Следовательно,
Y1
принадлежит
окружности (D,
DE).
Очевидно, что
точка Y2
приводит ко
второму
решению
задачи.
Приведенные
примеры
показывают,
что
применение
алгебры к
решению
геометрических
задач на
построение
вызывает
некоторую
ломку схемы
решения
задачи.
Исследование
приходится
частично
проводить в
ходе анализа.
Исследование
касается
алгебраической
стороны дела:
например,
позволяет
отобрать
решения
уравнения,
установить
область
существования
функции x=f(a,b,c,,k)
и т. д.