на гланую страницу

Введение

     Концепции представляются группой смоленских ученых, ведущих специалистов ИПИРАН, аспирантов, студентов, объединенных общей целью создания Развивающейся Автоматизированной Педагогической Системы (РАПС).

Форма объединения – научное сообщество «Педагогика, информатика, математическое моделирование – ПИММ». Заседания ПИММа проводятся в рамках одноименного научного семинара третью среду каждого месяца на базе СГПУ.

Общая постановка проблемы: В начале третьего тысячелетия уровень развития педагогической теории, математики и информатики позволяет поставить и решить проблему создания универсальной Развивающейся Автоматизированной Педагогической Системы (РАПС). РАПС должна обеспечивать управление развитием педагогического процесса, несущего в себе родовые черты любого социального процесса. Педагогический процесс рассматривается как смена состояний педагогической системы в процессе ее развития, и представляющей собой некое целое, называемое педконтинуумом. Функции управления должны обеспечивать диагностику, рефлексию, прогнозирование, проектирование, конструирование, контроль, коррекцию на всех этапах педагогического процесса.

Как автоматизированная система, РАПС включает в себя набор вычислительных средств и человека (учителя, ученика) как субъекта управления педагогическим процессом. В силу этого РАПС есть саморазвивающаяся система. Она обеспечивает взаимодействие учителя и ученика как равноправных субъектов педагогического процесса.

Обеспечивая каждый отдельный участок педагогического процесса (проектирование урока, информационное обеспечение по проведению урока, индивидуальный подбор задач для каждого ученика, мониторинг обученности и обучаемости и т.д.), РАПС должна давать общее представление о целостном педагогическом процессе в виде интегративных характеристик, связывающих различные количественные и качественные показатели. Тем самым возможно "просчитывать" педагогический процесс по его опорным точкам – инвариантам, получая информацию о том, какой из компонентов педагогической системы получил недостаточное развитие, какие противоречия превосходят допустимые значения параметров, какие решения являются приемлемыми, каковы критерии принятия оптимального решения. Возможно наглядное моделирование динамики целостного педагогического процесса, позволяющее прогнозировать его развитие, производить необходимую коррекцию.

В настоящее время проблема автоматизации управления развитием целостного педагогического процесса остается нерешенной как в педагогике, так и в смежной с ней педагогической информатике, ввиду сложности построения формализованных моделей целостного педагогического процесса.

В рамках научной школы, объединенной общим названием "ПИММ", разработана методология моделирования развивающейся педагогической системы, предложены подходы к математическому моделированию и оригинальные модели управления данными в РАПС.

 

Концепция 1. Моделирование развивающихся педагогических систем

Проблемы

1. Методологические основы педагогики как гуманитарной науки имеют преимущественно описательную, вербальную форму, в то время как информационные технологии, требуют формализации предметного содержания.

2. Объект "развивающаяся педагогическая система" в настоящее время не только не формализован, но и не определен.

Предложения

Формализованные модели педагогических процессов относятся к объектам педагогической информатики и фактически представляют собой математические модели. Создание такого рода моделей проводится в содержательной области педагогики. Этот раздел педагогики, лежащий на стыке с педагогической информатикой, назовем информационной педагогикой. Результатом исследований в этой области являются содержательные модели педагогических процессов.

Выделим три этапа построения формализованной модели педагогического процессов, объектов, явлений:

1. Педагогическая организация эмпирического материала, представленного в педагогической действительности (описание в понятиях и категориях). Этот этап наиболее традиционен, по сути является классическим, представлен практически во всех педагогических исследованиях;

2. Содержательная логическая организация педагогического материала (построение содержательных педагогических теорий).

3. Формальная логическая организация педагогического материала.

 Педагогический процесс и развивающуюся в нем педагогическую систему необходимо представить как динамическое системно-структурное образование, т.е. как объект, в котором можно выделить систему образующих его единиц и который обладает пространственно-временной структурой.

 Специфика предлагаемого подхода заключается в том, что он исходит из объекта деятельности школьника как главной фигуры педагогического процесса. От объекта деятельности школьника выстраивается объект деятельности учителя, что отражается в иерархической модели педагогической сис-

темы. Построение различных моделей-срезов педагогического континуума позволит затем свести их в целостную модель. Нами использован термин развивающиеся педагогические системы как наиболее адекватный исследованию, так как вводится новое понимание педагогической системы, что отражается и на структуре педагогического процесса.

Развивающаяся педагогическая система (педконтинуум) – понятие более общее, чем педагогический процесс, так как означает систему во всем ее развитии, а не только смену состояний системы.

Определим систему как целостное образование инвариантных элементов, объединенных по цели, их связей, отношений, взятое в каждый отдельный дискретный момент изучения, с определенным содержанием.

Система характеризуется сменой состояний, т.е. изменением содержания в ее инвариантной структуре. Смена состояний системы и есть процесс. Общим по отношению к системе и процессу можно считать континуум – неразрывное, единое, целостное образование, движущееся из прошлого в будущее, от начала до конца существования системы.

Для дальнейшей формализации необходимо определение сущности понятия "процесс". Для того чтобы понять сменяемость состояний системы и разграничить понятия "процесс" и "деятельность", необходимо определить ее структуру и изначальную ячейку. Следуя принципу единства сознания и деятельности, а также методологическим основам теории систем об обязательности в изначальной ячейке субъекта и объекта, предлагается следующее первоначальное понимание структуры ячейки (по отношению к предметной деятельности).

Структурная ячейка - социальная система
"субъект-объект"

Здесь необходимо отметить двойственную природу объективации процесса деятельности человека, вытекающую из того, что человеку свойственно вычленять себя из процесса деятельности. Поэтому можно говорить о деятельности целенаправленной:

1)   непосредственно на предметно выраженный объект дея- тельности;

2)   объект деятельности (рефлексивно-управленческой), включающей саму предметную деятельность и также развивающегося субъекта предметной деятельности.

вперед>>>

Используются технологии uCoz