на гланую страницу

Механизмы объективации в социальной системе “объект-субъект”

I механизм – предметно-практическая деятельность

II механизм – умственная деятельность (рефлексия)

То, что в трудовой деятельности не задается второй механизм объективации, является причиной постепенного отчуждения человека от труда. Он в качестве субъекта предметной деятельности остается лишь исполнителем. Сменяемость выделенной ячейки-системы и задает процесс.

Итак, понятия "педагогический процесс" и "педагогическая деятельность" (так же как "учебный процесс" и "учебная деятельность") не являются идентичными.

Разграничить эти понятия и определить место каждого из них можно в том случае, если привлечь следующие понятия: "учитель", "ученик", "ученический коллектив", понимаемых как субъекты деятельности и понятие "объект". От каждого из них задается уровень процесса и уровень деятельности.

Это значит, что процессы и деятельность находятся в сложном взаимоотношении. А именно: каждый процесс определенного уровня включает в себя деятельность и объект более низкого уровня, но не совпадает с ним. В то же время этот процесс является объектом деятельности более высокого порядка в процессе более высокого порядка. Можно сделать вывод, что уровнеопределяющим моментом в иерархии процессов и деятельностей является объект.

Следовательно:

-      процесс – это смена состояний развивающейся системы, заключающей субъекта, его деятельность (со всеми компонентами) и объект, на смену состояний (к идеалу) которого эта деятельность направлена;

-      деятельность – это действия и операции субъекта, направленные на изменение состояния объекта (к норме);

-      объект – это элемент развивающейся системы, представляющий собой также развивающуюся систему, но более низкого по отношению к основной системе уровня, является системоопределяющим фактором;

-      субъект – это элемент системы, находящейся в процессе развития, который является системоорганизующим фактором, т.е. выполняющим определенные действия, направленные на изменение объекта и самой системы, его включающей;

-      состояние – это одномоментное положение системы в процессе, характеризующееся статическим содержанием во всех структурных элементах системы и ее связей;

-      система – это целостное образование, являющееся совокупностью элементов и связей, объединенных целью и находящихся в процессе непрерывного развития.

Характеристика системы будет более полной, если мы включим в нее цель (в основе которой мотив), а через него потребности субъекта (полисубъекта), а также способы достижения цели и организации деятельности (методы, средства, формы) – двигательный механизм процесса. Всякая деятельность, протекающая как практическая (мы показали, что даже внутренняя деятельность по существу является практической), должна быть таковой, т.е. имеет материальную базу (условия), являющийся базисом, а все остальное – надстройкой. Но указанные инварианты системы не будут полными, так как не они, в конечном итоге, определяют специфику конкретной системы. Они задают деятельность (цель), определяют ее (объект), организуют (субъект), инструментируют (методы, средства). Конкретную же специфику (вид) задает содержание деятельности. В итоге получается следующая модель.

Статическая модель развивающейся системы

Статистическая модель развивающейся системы

Это статическая модель развивающейся системы, т.е. ее одномоментное состояние.

Далее следует соблюсти следующие условия: задать динамику и вычленить субъекта деятельности, так как человек, осознанно подходящий к своей деятельности, всегда вычленяет себя из процесса деятельности и представляет себе все это в целом, как бы со стороны. Это позволяет ему воспринять целостность со следующими ее параметрами: прошлое, настоящее, идеальное (возможное будущее) состояние системы, которая включает его самого (значит, и самого себя в идеальном/желаемом состоянии). В соответствии с этим он может наметить цели, содержание, формы и методы по организации процесса развития системы, направленного на достижение нормативной (идеальной) модели.

вперед>>>

Используются технологии uCoz