I механизм –
предметно-практическая деятельность
II механизм – умственная деятельность
(рефлексия)
То, что в трудовой
деятельности не задается второй механизм объективации, является причиной
постепенного отчуждения человека от труда. Он в качестве субъекта предметной
деятельности остается лишь исполнителем. Сменяемость выделенной ячейки-системы
и задает процесс.
Итак, понятия
"педагогический процесс" и "педагогическая деятельность"
(так же как "учебный процесс" и "учебная деятельность") не являются идентичными.
Разграничить эти понятия и
определить место каждого из них можно в том случае, если привлечь следующие
понятия: "учитель", "ученик", "ученический
коллектив", понимаемых как субъекты деятельности и понятие "объект".
От каждого из них задается уровень процесса и уровень деятельности.
Это значит, что процессы и
деятельность находятся в сложном взаимоотношении. А именно: каждый процесс определенного
уровня включает в себя деятельность и объект более низкого уровня, но не
совпадает с ним. В то же время этот процесс является объектом деятельности
более высокого порядка в процессе более высокого порядка. Можно сделать вывод,
что уровнеопределяющим моментом в иерархии процессов и деятельностей является
объект.
Следовательно:
- процесс – это смена состояний
развивающейся системы, заключающей субъекта, его деятельность (со всеми компонентами)
и объект, на смену состояний (к идеалу) которого эта деятельность направлена;
- деятельность – это действия
и операции субъекта, направленные на изменение состояния объекта (к норме);
- объект – это элемент развивающейся
системы, представляющий собой также развивающуюся систему, но более низкого по
отношению к основной системе уровня, является системоопределяющим фактором;
- субъект – это элемент системы,
находящейся в процессе развития, который является системоорганизующим фактором,
т.е. выполняющим определенные действия, направленные на изменение объекта и
самой системы, его включающей;
- состояние – это
одномоментное положение системы в процессе, характеризующееся статическим
содержанием во всех структурных элементах системы и ее связей;
- система – это целостное
образование, являющееся совокупностью элементов и связей, объединенных целью и
находящихся в процессе непрерывного развития.
Характеристика
системы будет более полной, если мы включим в нее цель (в основе которой
мотив), а через него потребности субъекта (полисубъекта), а также способы достижения
цели и организации деятельности (методы, средства, формы) – двигательный механизм
процесса. Всякая деятельность, протекающая как практическая (мы показали, что
даже внутренняя деятельность по существу является практической), должна быть
таковой, т.е. имеет материальную базу (условия), являющийся базисом, а все
остальное – надстройкой. Но указанные инварианты системы не будут полными, так
как не они, в конечном итоге, определяют специфику конкретной системы. Они
задают деятельность (цель), определяют ее (объект), организуют (субъект),
инструментируют (методы, средства). Конкретную же специфику (вид) задает содержание
деятельности. В итоге получается следующая модель.
Статическая модель развивающейся системы
Это статическая модель
развивающейся системы, т.е. ее одномоментное состояние.
Далее следует соблюсти следующие условия:
задать динамику и вычленить субъекта деятельности, так как человек, осознанно
подходящий к своей деятельности, всегда вычленяет себя из процесса деятельности
и представляет себе все это в целом, как бы со стороны. Это позволяет ему воспринять
целостность со следующими ее параметрами: прошлое, настоящее, идеальное
(возможное будущее) состояние системы, которая включает его самого (значит, и
самого себя в идеальном/желаемом состоянии). В соответствии с этим он может
наметить цели, содержание, формы и методы по организации процесса развития
системы, направленного на достижение нормативной (идеальной) модели.