на главную страницу

Министерство образования Российской Федерации

Смоленский государственный педагогический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.М. Тимофеева, А.Е. Самарина

 

 

СЛОВНИК

 

К  МЕТОДИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ
ПО ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск

2003

Тимофеева Н.М., Самарина А.Е. Словник к методическому словарю по обучению математике/Под ред. Сенькиной Г.Е. - Смоленск: СГПУ, 2003. – 40 с.

 

 

 

 

 

Создание «Словника к методическому словарю по обучению математике» является одним из этапов организованной на кафедре методики обучения математике и физике Смоленского государственного педагогического университета работы по разработке словаря по методике обучения математике. Вашему вниманию представлен реестр, каталог единиц (слов, словосочетаний), отобранных экспертным методом, предназначенных для включения в создаваемый словарь и подлежащих определению и описанию.

Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, грант №03-03-00157А.

                Печатается по решению редакционно-издательского совета Смоленского государственного педагогического университета.

 

 

 

 

 

 

Рецензенты:           С.А. Гомонов, кандидат физико-математических наук, доцент;

З.Ф. Бабурова, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель математики экономической гимназии  г. Смоленска.

 

 

 

 

 

                        © Смоленский государственный педагогический университет, 2003

                                                                    © Тимофеева Н.М., Самарина А.Е., 2003

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными факторами, определяющими актуальность создания методического словаря по обучению математике, являются следующие:

-          необходимость создания единого пособия, включающего в себя основную терминологию по обучению математике;

-          отсутствие в существующей литературе последних достижений в области методики обучения математике (за исключением диссертаций и монографий, не доступных рядовому пользователю);

-          необходимость систематического повышения квалификации учителей, преподавателей;

-          потребность в ускорении внедрения научных открытий в процесс обучения математике;

-          помощь студентам педагогических вузов в подготовке к профессиональной деятельности.

Назначение словаря по методике обучения математике состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики математики, насколько возможно систематизировать их, определить и дать по каждому из них справочную информацию.

Предполагаемый круг пользователей методического словаря по обучению математике – это студенты, преподаватели педагогических вузов, методисты,  учителя математики.

Функции словаря: 1) учебная; 2) информирующая; 3) систематизирующая.

Предполагаемый тип словаря: терминологический, учебный, энциклопедический; способ представления  информации в словаре: идеографический (тематический).

 

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ АВТОРОВ
 И ЭКСПЕРТОВ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ

                Редакционная коллегия методического словаря по обучению математике убедительно просит:

  1. В течение месяца после получения проспекта словника словаря (по общей и по частной методике обучения математике) высказать свои критические замечания и сформулировать предложения по структуре и содержанию словника, а также по плану и содержанию требований к словарным статьям.
  2. Определить для себя и заявить в редакционную коллегию названия словарных статей, принятых Вами к написанию. Просьба сообщить ориентировочный срок сдачи словарных статей в редколлегию. (Максимальный срок 3 месяца).

Каждая статья должна быть подписана (авторство гарантируется). 

Экспертная комиссия оставляет за собой право на редактирование словарных статей.

 

О ПОСТРОЕНИИ СЛОВНИКА

Проблема отбора терминов при составлении словарей является первоочередной и наиболее важной, так как качество словника в значительной степени определяет качество всего словаря. Однако, как отмечается в лексикографической литературе, она еще не получила решения ни в практическом, ни в теоретическом плане: вопросы отбора терминологии носят зачастую стихийный, произвольный и субъективный характер. Поэтому часто словарные произведения страдают такими недостатками, как избыточный объем словарных единиц или их недостаточный охват, а также неправильный отбор терминологии. Из-за этого обесценивается научное и прикладное значение соответствующих лексикографических произведений.

Перед составителем словника в первую очередь возникает вопрос: существует ли критерий, руководствуясь которым составитель включает или, наоборот, не включает данное слово в словник?

В качестве критериев для включения терминов в словник  словаря по общей методике обучения математике рассматривались: важность термина, его роль в рассматриваемой терминологии, учебно-методическая целесообразность для данной области знания, его употребительность (распространенность, традиционность, частота употребления), системность, терминообразующая способность, тематическая принадлежность, синхронность (принадлежность к одному временному пласту). Наиболее важными при этом считались значимость и учебно-методическая целесообразность термина для данной области знания. К сожалению, выявить эти качества статистическими методами довольно трудно, поэтому составители считают необходимым применение метода экспертной оценки, который состоит в обращении к таким процедурам, как анкетирование, опрос специалистов, извлечение терминов из текстов по специальности. Однако при этом существует опасность субъективизма и ошибок, от которых  никто не гарантирован.

Из-за отсутствия научной классификации понятий составителям словника пришлось самим разрабатывать хотя бы вспомогательную классификационную схему системы терминов-понятий области общей методики обучения математике.

Так как, исходя из источника возникновения, термины рассматриваемой области подразделяются на:

1)       понятия и термины, пришедшие в методику из базовых наук – дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др.;

2)       понятия и термины, взятые методикой из словаря преподаваемой науки (т.е. из математического словаря);

3)       собственно методические понятия и термины,

то в качестве источников для словника словаря по методике обучения математике учитывались:

1)       литература из области педагогики, психологии, математики;

2)       школьная программа по математике как документ, определяющий круг базовых терминов и понятий школьной математики, содержание обучения, требования к математической подготовке учащихся;

3)       школьные учебники математики;

4)       обобщающие монографии и статьи, относящиеся к области методики преподавания математики, принадлежащие перу ведущих ученых и специалистов-практиков;

5)       крупные вузовские учебники по общей методике, так как именно в них обычно содержатся наиболее ясные и четкие определения понятий и терминов науки;

6)       видеозаписи уроков;

7)       конспекты уроков;

8)       заметки в педагогических журналах и газетах.

Отобранные из указанных источников термины общей методики были распределены по темам в соответствии с основными компонентами процесса обучения математике, так как именно такое деление педагогического процесса адекватно покрывает предметную область словаря – общую методику обучения математике. Такими компонентами, а соответственно тематическими разделами словаря, являются:

1)       цели обучения математике;

2)       принципы обучения математике;

3)       содержание обучения математике;

4)       методы обучения математике;

5)       средства обучения математике;

6)       формы обучения математике;

7)       субъект и объект обучения математике.

В разделе частных методик составители руководствовались следующими критериями:

1)       глубина проработки понятия в  школьном курсе;

2)       значимость, востребованность понятия на внутрипредметных и межпредметных связях;

3)       базовость понятия для школьного курса;

4)       фундаментальность понятия в математике.

 

ОБ ОПИСАНИИ ТЕРМИНОЛОГИИ

Проблема построения словарных определений и описаний имеет большое значение в лексикографической деятельности, так как именно в них раскрывается содержание термина, перечисляются необходимые и существенные признаки обозначаемого ими понятия.

Важнейшим требованием к описанию терминологии по общей методике обучения математике является педагогическая ориентированность и обучающая направленность, так как по своему назначению и характеру использования разрабатываемый словарь будет учебным. В лексикографической литературе указывается, что одной из отличительных особенностей учебного словаря является его малый объем, под которым понимают сравнительно малый объем словника при подробном описании каждой словарной единицы. Минимальная лексическая система, составляющая его словник, должна быть в состоянии выполнить учебную, справочную и систематизирующую функции словаря. Исходя из условия подробности, описание терминологии в словарных статьях разрабатываемого словаря должно удовлетворять ряду общих требований. Оно должно включать:

1)       смысловое содержание термина;

2)       информацию об индивидуальном месте термина в общей методической системе;

3)       сочетательную характеристику термина (связи с другими терминами системы);

4)       наглядность, иллюстрации;

5)       различные подходы к определению термина;

6)       ссылки на источники;

7)       библиографию;

8)       историографию термина.

Необходимо учитывать также и методические требования к словарным статьям. Материал, используемый в словарных статьях, должен

1)       соответствовать учебным программам по общей методике обучения математике;

2)       быть согласован с описанием терминов в других средствах обучения (учебниках, методических журналах и т.д.);

3)       отражать основные концепции теории обучения математике;

4)       соответствовать закономерностям обучения математике учащихся различных возрастных групп;

5)       включать этапы и методические особенности  изучения термина в школьном курсе.

При этом необходимо стремиться к полноте и равномерности описания терминологии.

                Составители выражают огромную благодарность В.А. Ассоновой, С.А. Гомонову и научному руководителю Г.Е. Сенькиной за ценные замечания, которые были использованы в работе над словником.

 

Составители словаря по методике обучения математике заранее благодарны за критические замечания и советы по структуре и содержанию словника, а также по содержанию требований к словарным статьям, которые, несомненно, будут полезны в дальнейшей работе.

Н.М. Тимофеева, А.Е. Самарина

вперед>>>

Используются технологии uCoz